М. Шолохов "Тихий Дон"
Презентация на тему М. Шолохов "Тихий Дон" к уроку по литературе
Презентация по слайдам:
Слайд #1
учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.
Слайд #2
Первые строки первого тома романа «Тихий Дон» был написаны М.Шолоховым 8 ноября 1926 г. Работа над книгой шла интенсивно. Закончив черновой вариант первой части, Шолохов уже в ноябре начал работать над второй. К концу лета работа над первым томом была завершена, и осенью Шолохов отвез рукопись в Москву, в журнал «Октябрь» и издательство «Московский писатель». В журнале роман был признан«бытописательским» и лишенным политической остроты. Но благодаря А.Серафимовичу именно уже в первых четырёх номерах за 1928 г. первая книга романа была опубликована. А в 5-10 номерах за этот же год – и вторая книга «Тихого Дона». После публикации вокруг романа разгорелись жаркие споры. Автора даже обвиняли в плагиате. Весной 1929 г. руководители РАППа вынуждены были выступить в газете «Правда» в защиту Шолохова.
Слайд #3
Чрезвычайно трудная судьба ожидала третью книгу романа. Хотя уже в декабре 1928 г. ростовская газета «Молот» напечатала отрывок из неё, а с января 1929 г. публикация книги началась в журнале «Октябрь», в апреле писатель был вынужден приостановить ее печатание. С весны по август 1929 г. Шолохов почти не находит времени для занятий литературой, полностью погрузившись в суровые заботы первого года коллективизации. Только зимой 1930 г. Шолохов привез в Москву рукопись шестой части «Тихого Дона», оставив её для чтения и решения её судьбы в РАППе. В конце марта в Вёшенскую приходит ответ с указанием внести исправления в роман: сделать главного героя Григория Мелехова окончательным большевиком. В 1930 г. в литературных кругах опять зазвучал разговоры о плагиате. Все это не располагало к творческой работе.
Слайд #4
В июле 1931 г. состоялась встреча Шолохова со Сталиным. Несмотря на то что Сталина явно не устраивали многие страницы романа, в заключение беседы он твердо сказал: «Третью книгу «Тихого Дона» печатать будем!». Новые главы начали выходить в свет только с января 1932 г., но редакция сделала в них столь значительные купюры. Что Шолохов сам потребовал приостановить печатание. Первое отдельное издание третьей книги «Тихий Дон» вышло в конце февраля 1933 г. в Государственном издательстве художественной литературы. Готовя книгу к печати, Шолохов восстановил все фрагменты, отвергнутые журналом «Октябрь». Только после 1933 г. у Шолохова наконец-то появляется возможность закончить четвертую книгу «Тихого Дона». Роман целиком отдельным изданием вышел в 1941 г. За этот роман Шолохову была присуждена Сталинская премия 1 степени. Писатель перечислил свою премию в Фонд обороны.
Слайд #5
Слайд #6
1.Вступление. Композиция романа: повествование начинается и заканчивается изображением мелеховского куреня. История страны и история семьи. Толстовская традиция в изображении крупных исторических событий через призму семейных отношений. 2.Семья Мелеховых. а) Черты родового сходства в семейном портрете. Семья как единый организм. Крепкая дружба между членами семьи (Григорий и Петр, Григорий и Дуняшка, Дуняшка и Наталья). Значение предыстории мелеховского рода в композиции романа. б) Традиции и этические нормы, на которых основывается существование казачьей семьи. Культ стариков, власть отца, строгость в отношении к детям. Послушание (женитьба Григория на Наталье). Понятие семейной чести. Отношение к женщине в семье. в) Трудовая жизнь семьи: эпизод лугового покоса, рыбной ловли. Любовь к земле-кормилице как объединяющее начало. г) Отношение к государевой службе. Гордость отца за воинскую доблесть сына. Сборы на службу – дело чести всей семьи. д) Разрушение семьи в эпоху грозных исторических катаклизмов. 3. Заключение. Гражданская война как разрушение семейного единства. Трагический финал романа (Григорий с сыном на пороге опустевшего мелеховского куреня), утверждающий бесчеловечность братоубийства и святость семейного родства.
Слайд #7
Слайд #8
Григорий Мелехов – главный герой романа. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды.
Слайд #9
Почему главным героем выбран Григорий Мелехов ? Георгий – неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках. У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания. Григорий – человек, способный на поступок. - В каких эпизодах полнее всего раскрывается незаурядность личности Григория?
Слайд #10
Григорий нигде не соврал перед собой, несмотря на сомнения и метания. Это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор. Война развращает людей, провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень, который не позволил ему ни разу сделать подлость. Глубокая привязанность к дому, к земле – сильнейшее душевное движение: «Моим рукам работать надо, а не воевать». Герой постоянно в ситуации выбора. Это не политические шатания, а поиски правды. Григорий тоскует по правде. А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, то того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». Эти поиски оказались, как он считает, «зряшными и пустыми». И в этом тоже его трагедия.
Слайд #11
«Тихий Дон» - повествование о грандиозной революции, о катаклизме, пережитом Россией. Но и повествование о драматической, трагической любви. Эта любовь трагична не только для Григория и Аксиньи, но и для их семей. Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи? Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне…то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор бы поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь…и поэтому в хуторе решили, что это преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придет Степан – узелок развяжет».
Слайд #12
Чем отличается любовь Аксиньи и Григория? Это из ряда вон выходящее чувство. Причем отношения героев почти лишены романтики в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь». Являются ли Григорий и Аксинья жертвами своей любви-страсти? Да, они жертвы, но и сами делают жертвами других.
Слайд #13
Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи? Наталья – воплощение дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни. Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство. И Наталью, и Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Её «порочная», «вызывающая» красота неумолимо притягивает его.
Слайд #14
Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родине, на родной земле, все начала и все концы жизни.