Вклад людей различных национальностей в культурное развитие Санкт-Петербурга
Читать

Вклад людей различных национальностей в культурное развитие Санкт-Петербурга

Презентация на тему Вклад людей различных национальностей в культурное развитие Санкт-Петербурга к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Вклад людей различных национальностей в культурное развитие Санкт-Петербурга.

Слайд #2

Вступление: Люди – главное богатство города, страны, его архитекторы и строители, создатели его истории, его славы. Петербург – центр образования и науки, здесь была открыта Академия наук и первый Университет. Петербург – «культурная столица», центр искусств, здесь была открыта Академия художеств, в которой учились известные всему миру художники, представляющие все народы России, первая в стране Консерватория, вырастившая композиторов и музыкантов мирового уровня. Здесь в балетных классах училища А.Я. Вагановой начинали свою карьеру великие артисты балета. Петербург – город, представляющий крупнейшую школу востоковедов. Это морской город кораблестроителей и мореплавателей, промышленников и биологов.

Слайд #3

Жан Тома де Томон (1760 — 1813) — французский архитектор. По приглашению князя А. М. Голицына приехал в Россию (1799), где получил в петербургской Академии художеств звание академика и профессора архитектуры. С 1802 года – придворный архитектор.

Слайд #4

По заказу императрицы Марии Федоровны создал садовый храм-мавзолей в память Павла Первого в Павловске, в самой же столице по проектам мастера был перестроен дом Лаваля (ныне здание Конституционного суда РФ, Английская наб., 4), знаменитая Биржа (Центральный военно-морской музей, Биржевая пл., 4), заработали фонтаны, существовавшие тогда по дороге в Царское Село, построены несколько дворянских особняков в Санкт-Петербурге.

Слайд #5

Растрелли Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) (1700–1771) - архитектор барокко, по происхождению итальянец.

Слайд #6

По контракту, заключенному с Петром Первым в 1715 г., 15-летний Франческо вместе с отцом приехал в Петербург, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы. Восприняв от отца множество навыков, он уже в 21 год выполняет свою первую работу — дворец Антиоха Кантемира (Миллионная ул., 7, 1721–1727).

Слайд #7

Его талант достигает расцвета при Елизавете Петровне . Архитектор принимает участие в строительстве Аничкова дворца (Невский пр., 39), начатого Земцовым. Перестраивает дворец в Петергофе (1747–1750). В 1748 г. Растрелли начинает строительство Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе, который стал одним из самых грандиозных дворцовых комплексов XVIII века.

Слайд #8

В 1748 г. императрица поручает Ф. Растрелли строительство Смольного Монастыря (пл. Растрелли) (1749–1751) – одного из самых значительных творений архитектора. По проекту Растрелли строится дворец графа Строганова (Невский пр., 17, 1752–1754) и вице-канцлера Воронцова (ныне Суворовское училище, Садовая ул., 22).

Слайд #9

В 1754 г. по указу Елизаветы начато строительство Зимнего дворца  (пл. 10 441 кв. м.). Его Южный фасад ошеломлял торжественностью, Северный вписывался в пространство Невы и неба (набережная была гораздо уже, и дворец отражался в Неве). Ощущение устремленности ввысь усиливали 176 скульптур и ваз на его крыше. Завершается строительство в 1762 г., уже при Петре III. Он пожаловал Растрелли звание генерал-майора и орден Святой Анны. При Екатерине Второй , в 1763 г., обер-архитектор  вышел в отставку.

Слайд #10

При Екатерине Второй, в 1763 г., обер-архитектор  вышел в отставку. Умер Ф. Растрелли в 1771 г., едва став членомИмператорской Академии художеств . Ни точная дата смерти, ни место захоронения неизвестны. Именем Растрелли названа площадь перед Смольным собором . Его архитектурные шедевры имеют мировую известность.

Слайд #11

Барклай де Толли Михаил Богданович (1761-1818) – русский полководец. Из старинного шотландского рода. С ранних лет был записан в кирасирский полк; службу начал вахмистром (1776), затем был произведен в корнеты. Участвовал в сражениях с Турцией, Швецией, Францией. В 1810-1812 гг., будучи военным министром, провел ряд реформ, направленных на увеличение численности армии.

Слайд #12

С началом Отечественной войны был назначен главнокомандующим 1-й Западной армией и успешно осуществил отход русской армии к Смоленску, где соединился с армией Багратиона, сорвав планы Наполеона разбить русские силы порознь. Выступил инициатором создания первых партизанских соединений. На совете в Филях выступил с идеей в целях спасения армии оставить Москву.

Слайд #13

Выйдя в отставку, выступал против создания военных поселений. Предлагал отслуживших срок солдат наделять землей и зачислять в вольные хлебопашцы. В последние годы жизни Барклай де Толли занимался боевой подготовкой вверенных ему армейских подразделений. Памятник полководцу расположен на Казанской площади, а также его именем названа улица (Барклаевская).

Слайд #14

Струве Василий Яковлевич (при рождении Фридрих Георг Вильгельм Струве,1793–1864) – астроном и геодезист. Основатель и первый директор Пулковской обсерватории. Родился близ Гамбурга (Германия) в семье директора гимназии. В 1808 г. поступил в Дерптский (Тартуский) университет.

Слайд #15

Широкую известность Струве получил благодаря своим исследованиям двойных и кратных звезд, начатым в 1813 г. В 1827 г. опубликовал каталог точных положений более трех тысяч таких звезд. В 1839–1862 гг. был директором Пулковской обсерватории, создание и оснащение которой проходило при его деятельном участии. Он оборудовал обсерваторию первоклассными инструментами. Под его руководством здесь были разработаны высокоточные методы определения координат звезд.

Слайд #16

Струве все успевал: он заботился о комплектовании библиотеки (включая старинные и редкие издания) и сам же составил ее каталог; принимал участие в экспедициях и руководил ими; был активным членом Русского географического общества; выступал с сообщениями на заседаниях Академии наук и читал публичные лекции; руководил обучением в Дерптской и Пулковской обсерваториях офицеров русского флота и Генерального штаба, гидрографов Морского министерства. Среди его мночисленных потомков было немало талантливых ученых, продолжателей его дела, так что можно говорить о династии астрономов Струве.

Слайд #17

Булла Карл Карлович (1853-1929) – первый петербургский фотограф, фоторепортер. Родился в Пруссии, в семье купца. В детстве был привезен в Санкт-Петербург и определен на работу в фирму по изготовлению и продаже фототоваров. Проявив любознательность к неведомому делу, вскоре стал лаборантом, затем учеником. В 20 лет он уже открыл собственную лабораторию, затем наладил производство фотоматериалов.

Слайд #18

В 1886 г. впервые занялся фоторепортажем – стал снимать происходившие в столице события, повседневную жизнь горожан. Благодарную память потомков заслужили сделанные им портреты Льва Толстого, Максима Горького, Федора Шаляпина, Леонида Андреева, Ильи Репина, серия портретов семьи императора Николая II.

Слайд #19

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846) – поэт, декабрист. Родился в Петербурге, в дворянской семье обрусевших немцев. Был отдан в частный пансион, затем в Царскосельский лицей, где его друзьями стали А. Пушкин и А. Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, глубоко изучал общественные науки, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов. С 1815 года печатался в литературных журналах. Будучи затем в Москве, поэт сблизился с В. Одоевским, вместе с которым стал издавать альманах «Мнемозина», где печатались его друзья-поэты.

Слайд #20

14 декабря 1825 года он мужественно вел себя на Сенатской площади. После десяти лет одиночного заключения был сослан в Сибирь. И в крепости, и в ссылке продолжал заниматься творчеством (поэма «Сирота», трагедии «Прокофий Ляпунов» и «Ижорский», повесть «Последняя Колонна», сказка «Иван, купецкий сын» и др.). Последние годы жизни провел в Тобольске.

Слайд #21

После отъезда мастера из России (1907) осталось огромное фотографическое наследие. Его снимки есть в фондах Эрмитажа, Музея истории города, в Российской национальной библиотеке, в других исторических и культурных хранилищах. Скульптура "Фотограф" - М. Садовая ул., 3, - у дома, где располагалось фотоателье К. Буллы и сыновей