Творчество Аркадия и Бориса Стругацких
Читать

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких

Презентация на тему Творчество Аркадия и Бориса Стругацких к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких

Слайд #2

«Стругацкие, Аркадий Натанович (родился 28.VIII.1925 г., Батуми) и Борис Натанович (родился 15.IV.1933 г., Ленинград)-русские советские писатели. Братья.»- так начинается статья в седьмом томе Краткой литературной энциклопедии, вышедшем в 1972 г. Писатели и издатели Писатели и книги От Стругацких От автора Тиражи

Слайд #3

уже 18 крупных вещей были написаны Слева Аркадий, справа Борис Почему я начал эту презентацию со статьи из энциклопедии в 1972 г. уже могло бы выйти собрание произведений Стругацких Уже была громкая слава, книги пошли по всему миру Главная

Слайд #4

Но тут-то их и «закрыли» - было такое выражение Разумеется, не в одночасье, им лет семь-восемь дали порезвиться, а потом начали крутить рукоять пресса, выжимали из редакционных планов лучшие вещи Стругацких. Главная

Слайд #5

Под запрет попали «Улитка на склоне» и «Гадкие лебеди», а примерно в1971 – полный «стоп», замок щелкнул. Кто-то дал команду: Стругацких не печатать! И тогда случилось чудо Главная

Слайд #6

Их взяли под крыло два журнала- «Автор» в Ленинграде и «Знание-сила» в Москве Честь и хвала редакторам, они серьёзно рисковали!!! Но почему они пошли на риск? Обаяние таланта? Разумеется. Для любимых писателей можно совершить многое Главная

Слайд #7

И зона молчания не сомкнулась вокруг писателей – с огромной неохотой, с оттяжками и оговорками, люди из начальственных кабинетов пропускали их в печать. Но не только. Именно в начале семидесятых годов популярность Стругацких достигла высшей точки. Нет не так: высшего уровня, на котором они держаться до сих пор. Читатели требовали Стругацких, и имя этим читателям было легион: школьники, студенты, инженерная и научная молодежь и вообще научные работники, притом не гуманитарии, которых власть от веку презирала, а люди для власти важные, изобретавшие ядерное оружие и вычислявшие траектории ракет и спутников. Главная

Слайд #8

Писатели Стругацкие начинали, как почти все дебютанты, - с повторения уже пройденной литературы. Сейчас трудно в это поверить, но их первая повесть «Страна багровых туч» была вещью заурядной в научной фантастике: путешествие на Венеру. Рецензент «Юности» со вкусом прошелся по этой книге – и за дело. А затем удивлённые наблюдатели увидели, как молодые писатели стали с бешеной энергией «выдираться из пелёнок». За три года опубликовали пять – ПЯТЬ! – повестей, как бы торопясь миновать тренировочный плац НФ. Их темп поражал воображение. Они искали свой голос и свою тему и в этих поисках успели детально разобрать целый мир. Главная

Слайд #9

Но на другом конце космического прыжка – резко кровь, погибель, хруст костей. С такой же поразительной быстротой они нарабатывали своё мастерство прозаиков. Их третья по счету повесть, «Путь на Амальтею», написана уже свободным, летящим пером; знатоки помнят и цитируют её до сих пор. В том же начальном, разгонном периоде их работы произошел первый поворот: персонажи Стругацких перестали штурмовать иные планеты и вспахивать целину XXII века; они взглянули назад: из нашего будущего в прошлое. Появилась «Попытка к бегству», написанная ещё не совсем уверено: писатели ещё изобретают глайдеры, скорчеры, квазижевыевые механизмы. Повесть поначалу развивается как юмористическая –даже с оттенком клоунады: «Закрой-ка люк! Сквозняк!» - это в момент старта космического корабля, события которому надлежит быть серьезным и торжественным… Главная

Слайд #10

Получился немыслимый тройной ход, обнажились кровное родство двух тоталитарных режимов XX века и их чудовищная средневековая сущность. О сталинизме они писали в книге «Трудно быть богом». Тот же приём, что и в «Попытке…»: люди из счастливого коммунистического будущего, делегаты чистой и радостной Земли оказались в грязном средневековье. Но и здесь под личиной средневекового королевства на сцену выведена сталинская империя. Главному пыточных дел мастеру, «министру охраны короны», дано многозначительное имя: Реба (в оригинале его звали Ребия). Более того, Стругацкие сделали свою империю гибридной, сшитой из реалий средневековых и объединенных, сталинско-гитлеровских, реалий нашего времени. Главная

Слайд #11

«По-видимому, каждый литератор старается передать читателям свои мысли и чувства по поводу интересующей его проблемы так, чтобы читатели не только восприняли эти проблемы, как важные и насущные, но и заразились бы интересом автора. По нашему мнению, каждое конкретное произведение литературы и искусства непременно имеет две стороны: рациональную и эмоциональную. Потребитель духовной пищи (читатель, зритель, слушатель) должен воспринять обе стороны, иначе нельзя сказать, что автор выполнил свою задачу. Фантастика, если рассматривать лучшие ее образцы, обладает особой способностью заставить читателя и думать, чувствовать…» (Из интервью газете «Комсомольская правда»). Главная

Слайд #12

Тиражи (тыс. экз.) и место повести на шкале издаваемости Главная

Слайд #13

Главная

Слайд #14

Источники Большая советская энциклопедия М., 1988 Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине» М., 1987 Аркадий и Борис Стругацкие «Улитка на склоне» М., 1992 Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом» М., 1993 Интервью газете «Комсомольская правда» №56 2001

Слайд #15

Главная «Если ты животное, если у тебя нет слов, тебя не научили словам, если эти гады не дали тебе научится думать. Душу-то никогда не продавай.» И тогда ты не сможешь ничего придумать кроме этих слов – «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!»