Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда
Читать

Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда

Презентация на тему Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» г.Великий Устюг январь 2019г

Слайд #2

Народ жив, пока жива его культура – язык, традиции, народные родники, которые они питают.

Слайд #3

Великий Устюг занимает особое место среди древних городов Русского Севера. Из поколения в поколение устюжане сохранили не только традиции и обычаи, но и интересную историю костюма устюжской земли.

Слайд #4

В народном костюме отражается душа народа и его представление о прекрасном. Великоустюгский костюм является образцом гармонии цвета и линий.

Слайд #5

Традиционный народный костюм Великоустюгского уезда имеет многовековые исторические корни.

Слайд #6

Одежду устюжанки-мастерицы изготавливали из местного сырья: льна или конопли.

Слайд #7

Изготовление льняного полотна было очень сложным и трудоемким, поэтому при шитье одежды крестьянка экономно расходовала ткань. Все детали одежды были прямоугольными или квадратными.

Слайд #8

В Великоустюгском уезде впервые начали сочетать ткачество с узорной вышивкой, в которой использовался белый и цветной тамбур, веревочка или гладь, что делало костюм нарядным и неповторимым.

Слайд #9

В одежде обязательно присутствовал орнамент, в котором не было ни одной детали, выполненной просто так. Каждый стежок имел своё значение и наделялся определённой силой воздействия. Считалось, что эти узоры обладают глубоким религиозным смыслом и оберегающей силой.

Слайд #10

Орнамент был цветочно-растительный, иногда он состоял из человеческих фигур или геометрический - из ромбов, квадратов, зигзагов. Для окраски орнаментов и одежды использовались природные красители - красный, черный, белый, синий и желтый цвет.

Слайд #11

В великоустюгской вышивке наиболее древнее цветовое сочетание - белого и красного. Красный цвет являлся символом земного плодородия и  солнца, а белый означал чистоту помыслов.

Слайд #12

Вышивкой с орнаментом украшалась рубаха - «исподка», которая носилась под сарафан и шилась из белого льняного полотна.   Рубахи - «поокосницы» или «подольницы» надевали без сарафана с поясом. Рубахи - «Подольницы» надевали в Егорьев день на первый выгон скота в поле.  

Слайд #13

Поверх рубахи надевали сарафан, который украшали узорной полосой, тесьмой или кружевом. В некоторых деревнях женщины носили поневу – это домотканая клетчатая юбка, которая была украшена лентами и тесьмой.

Слайд #14

Поверх поневы надевался «нагрудник», «завесы» или передник с вышитыми узорами «нагрудник» «завесы» передник

Слайд #15

Передники опоясывались под грудь или завязывались на талии. Нарядно выглядели свадебные «нагрудники», которые завязывались выше груди и имели по краям небольшие петли для продевания пояса-шнура или пуговки.

Слайд #16

Сверху передника повязывали пояс. Их называли в разных деревнях по-разному: «опояски», «кушаки», «покромки», «тельники» Концы пояса украшали кистями, бусинами или стеклярусом.

Слайд #17

Украшением костюма устюжанки была наплечная косынка, концы которой заправляли за «лямы» сарафана. Повседневные косынки изготовляли из пестрой ткани, а свадебные и праздничные – из белого холста. Нижний угол таких косынок украшали орнаментом, вышивкой или пришитыми оборками, благодаря чему костюм устюжанки был ярок и красив.

Слайд #18

Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему судили о возрасте и семейному положению.

Слайд #19

Незамужняя девушка носила косу, украшенную «накосниками» - лентами с фигурными привесками в виде сердечек или треугольников.

Слайд #20

Когда девушку просватывали, то к повязке прикрепляли овальный «натеменник». Свадебный убор состоял из венца и коруны – это ажурные обручи, украшенные жемчугом, цветным стеклом, фольгой или золотой бахромой.

Слайд #21

Замужняя женщина убирала волосы под шапочки-повойники, кокошники, борушки. Поверх надевали вязанные, домотканые и покупные платки, шали или полушалки.

Слайд #22

шапочка-повойник кокошник борушка Головные уборы замужних женщин

Слайд #23

Самый распространённый головной убор в Великоустюгском уезде - сорока. В повседневной жизни женщины носили  сороку с завязками, а в праздники она была украшена шитьём или драгоценными камнями из бисера. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь.

Слайд #24

В разных уголках устюжского края было развито шитье северным жемчугом и золотошвейное искусство, которое использовалось для праздничной одежды и головных уборов. Праздничные уборы крестьянок были такими яркими и блестящими, что их называли "златоглавами".  

Слайд #25

Праздничный головной убор богатых девушек состоял из повязки с длинными парчовыми лентами-завязками или венцом, который украшался жемчугом, перламутром, цветными камнями, металлическими блестками, бусинками, бахромой или кружевом.

Слайд #26

Мужской костюм состоял из рубахи и портов. Рубаха была нательной и верхней, которая была длиной до колен и носилась навыпуск, подпоясанная кушаком. Она имела круглый или прямоугольный вырез. Разрез на горловине делали слева, Подол, низ рукавов и ворот обшивали тесьмой. Бока и рукава рубахи соединялись вставкой — ластовицей, которая отличалась от рубахи по цвету.

Слайд #27

Выходная или свадебная рубаха отличалась более богатой вышивкой. Шила свадебную рубаху невеста с молитвой, зашивая в ее узоре таинственное письмо с пожеланием добра, семейного благополучия и богатства.

Слайд #28

Штаны - порты, также были нижними и верхними. Нижние порты шились из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из домотканого сукна или льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Порты были неширокими и довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или на них наматывались онучи - портянки, на которые одевались берестяные лапти.

Слайд #29

На поясе порты завязывались шнурком — гашником. Пояса или кушаки также служили оберегом. К праздничной рубахе надевали пояса или кушаки из переборного тканья или из шерсти.

Слайд #30

В Великоустюгском уезде головным убором мужчин служила суконная или валяная шляпа — «грешевик».  Шляпы катали из овечьей шерсти.

Слайд #31

Позже головным убором стал картуз – фуражка с твердым козырьком.            

Слайд #32

У крестьян головным убором были шапки из войлока - ермолки. 5    

Слайд #33

В летний период во время работ крестьяне носили головной убор сшитый из льняной ткани, который назывался «кукель». Это капюшон с накидом на плечи, который использовался на сенокосе для защиты от комаров.

Слайд #34

Обо всём одежда говорила, По одёжке сразу видно было: Холост ли, женат? Откуда родом?  Возраст, ремесло и связь с народом.   Нёс костюм характер благочинный, Был для всех свободным, строгим, длинным. На Руси короткие одежды Надевать не смели и невежды.   Из полотен вырубали пряхи Длинные холщовые рубахи. Ворот и подолы украшали, Дивные узоры вышивали.   На узорах — травы, кони , птицы... Выводили тонко мастерицы. Вышивка людей оберегала - Нечисть и болезни отгоняла.   Пояс на рубахи надевали, Им себя от зла остерегали. Ну, а распоясаться, конечно, Было стыдно да и просто грешно.   В праздники деревня наряжалась, Вся одежда в миг преображалась. Хороводы, хохот, песни, пляски! Яркие насыщенные краски!   С той поры уж пролетели годы. Русь — законодательница моды, Лучше устюжского нашего наряда Не найдёшь нигде! Да и не надо.

Слайд #35

Литература Белозерцева И.В. Сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.   Богуславская И.Я. «Мастера Русского Севера. Вологодская земля». Издательство «Планета», Москва, 1987 год.   Горяева Н.А.,. Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2003.   Григорьева Г.А. Каталог «Ткани и одежда Поморья», Архангельск, издательство «Правда Севера»», 2000 год