Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Читать

Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Презентация на тему Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Подготовила ученица 10В класса МОУ «Первомайская СОШ» Первомайского района Тамбовской области Гринь Екатерина

Слайд #2

Лев Николаевич Толстой — большой мастер слова, под его пером оживали любой описываемый эпизод, сцена, портрет героя, но картины природы особенно полны необъяснимого очарования.

Слайд #3

Природа в произведениях Льва Николаевича не просто фон, на котором живут и действуют его герои. Она отражение их чувств, внутреннего состояния.

Слайд #4

Любимые персонажи писателя: Наташа Ростова и княжна Марья, Пьер Безухов и Андрей Болконский - часто любуются окружающей красотой, «впуская» её в свою душу.

Слайд #5

Мы никогда не увидим Элен и Анатоля Курагиных, Бергов, Наполеона, уделяющих внимание картинам природы. Они самолюбивы и эгоистичны, их занимают лишь собственные персоны.

Слайд #6

С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой вечное обновление жизни, она становится свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь и изменить её.

Слайд #7

Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план.

Слайд #8

Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются очень простые, но, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба».

Слайд #9

После ранения и смерти жены Болконский ни о чем не мечтает, ничего не ждёт от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками », стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев.

Слайд #10

Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья», - и в голове героя проносятся печальные мысли.

Слайд #11

В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем её разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает у девушки бурю эмоций, будит ее воображение. В душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

Слайд #12

Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб. Но в этот раз старое дерево предстает в ином обличье: «Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно.»

Слайд #13

В «Войне и мире» пейзаж показан и с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения на природе.

Слайд #14

Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли... Земля... сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».

Слайд #15

Освещая исторические события, повлиявшие на ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего.

Слайд #16

Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны. Писатель был убеждённым её противником, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.

Слайд #17

Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте...»

Слайд #18

В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и поля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.

Слайд #19

А как трогательно описан дождь, накрапывающий на Бородинском поле вечером 26 августа 1812 года. Это «слёзы неба» об убитых людях, защищавших свою родину, или обманутых, «очарованных» сказкой о дальних московских землях, пришедших поживиться за чужой счёт, но нашедших здесь лишь могилу.

Слайд #20

Любоваться красотой могут многие, но почувствовать её, пропустить через своё сердце, наполниться ею, обогатиться духовно — дано не многим, а Лев Николаевич ещё и умеет всё это гениально отразить «на бумаге».

Слайд #21

Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского поля, картины охоты и описание старого дуба - классические, непревзойдённые образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.

Слайд #22

Информационные ресурсы Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2005. Толстой Л.Н. Война и мир. Роман в 4-х томах.-М.: Худож. Лит., 1983. http://referat.ru/referats/view/27267?oid=27267 www.litra.ru http://soch.na5.ru/