Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова
Читать

Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова

Презентация на тему Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

К уроку литературы «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» (К изучению поэмы «Мцыри») Автор: Недорезова М. Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 167 Центрального района Санкт-Петербурга

Слайд #2

М.Ю.Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837-1838. «...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта: Здесь Пушкина изгнанье началось  И Лермонтова кончилось изгнанье...» (Ахматова А. А. Все было подвластно ему // Собр. соч. В 2 т. – М., 1990. – Т. 2. – С. 133–134.)

Слайд #3

С Кавказом Лермонтова связывало многое: 1820 г. – впервые он попал сюда ребенком (на лечение его привозила бабушка); 1837 г. – позднее Кавказ становится местом его ссылки и службы; 1841 г. – здесь закончился его жизненный путь.

Слайд #4

С темой Кавказа связаны крупнейшие произведения Лермонтова: «Измаил-Бей», «Мцыри», «Демон», «Валерик», «Герой нашего времени», «Дары Терека», «Беглец», «Свиданье» и другие.

Слайд #5

Кавказские виды запечатлел Лермонтов в своих картинах, акварелях и рисунках. Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям. Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова.

Слайд #6

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Масло.1837

Слайд #7

«Он охотно прислушивался к рассказам старожилов и часами сидел за альбомом, набрасывая поразившие его картины природы. У А.А.Краевского находится картина масляными красками, изображающая место действия «Мцыри», на берегу Арагвы. Эта картина была снята Лермонтовым с натуры». П.А.Висковатый. Демон. Поэма М.Ю.Лермонтова и ее окончательная, вновь найденная обработка. „Русский вестник“, 1889, № 3, стр. 236. Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. (Кавказский вид с саклей).

Слайд #8

Развалины на берегу Арагвы и Куры. Карандаш.1837

Слайд #9

Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. Карандаш. 1837

Слайд #10

Дарьяльское ущелье. 1837 «Замок царицы Тамары в теснине Дарьяла, ныне едва заметный в основаниях своих, тогда еще сохранял стены и часть высокой и тесной башни. Гуд-аул с развалинами замка на плоской вершине горы, из коего Лермонтов сделал дом «седого Гудала», отца Тамары, представлял тогда еще достаточно сохранившиеся стены. ступени, вырубленные в скале, и теперь еще ведут к Арагве.» (П.А.Висковатый. „Демон“. Поэма М. Ю. Лермонтова и ее окончательная, вновь найденная обработка. „Русский вестник“, 1889, № 3, стр. 236)

Слайд #11

Вид Пятигорска. Масло.1837

Слайд #12

Вид Тифлиса. Масло. 1837

Слайд #13

Кавказский вид с Эльбрусом. Масло. 1837

Слайд #14

Кавказский вид с Эльбрусом. Из письма Лермонтова: «У меня здесь очень хорошее помещение; каждое утро из своего окна смотрю на всю цепь снежных гор и на Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам, я по временам кладу перо, чтобы взглянуть на этих великанов: так они прекрасны и величественны!». (М. Ю. Лермонтов – М. А. Лопухиной. 31 V 1837 (Лермонтов, изд. „Academia“, т. V, стр. 543).

Слайд #15

Крестовый перевал. Масло.1837-1838

Слайд #16

Вид Крестовой горы. Автолитография.1837-1838

Слайд #17

Вид Крестовой горы. «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко: оттуда видна половина Грузии на блюдечке для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудт высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь». (М. Ю. Лермонтов – С. А. Раевскому. Конец 1837 года (Лермонтов, изд. „Academia“, т. V, стр. 393).

Слайд #18

Окрестности селения Караагач. Масло.1837-1838

Слайд #19

Воспоминания о Кавказе. Масло. 1838

Слайд #20

При Валерике. Похороны убитых. Акварель. 1840

Слайд #21

Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок. 1840

Слайд #22

Эпизод из сражения при Валерике. С рисунка М. Ю. Лермонтова, раскрашенного Г. Г. Гагариным «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы». (И.Ениколопов. Лермонтов на Кавказе. – Тбилиси, 1940, стр. 69.)

Слайд #23

Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840-1841

Слайд #24

Вид Пятигорска. Масло.1837 Эту картину Лермонтов написал в 1837 году во время первой ссылки. Пятигорские впечатления легли в основу повести «Княжна Мери»: «…на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом. – Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?» Вторая ссылка на Кавказ началась в 1840 году. В мае 1841 года Лермонтов, возвращаясь из отпуска в полк, остановился в Пятигорске для лечения водами. Во вторник 15 июля 1841 года близ Пятигорска у подножия горы Машук состоялась дуэль Лермонтова с Н.С.Мартыновым. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Слайд #25

Список использованных печатных источников: Вейс А. Ю., Ковалевская Е. А. Живописное наследие Лермонтова / под ред. Б. В. Томашевского. – М; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Лермонтов М. Ю. Княжна Мери // Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 52. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981. Источник иллюстраций: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981: слайды 2–3 (вкладка между стр. 176-177); слайды 4–24 (вкладка между стр. 240-241).