"Музыкальный образ и мастерство композитора"
Cкачать презентацию: "Музыкальный образ и мастерство композитора"
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Музыкальный образ и мастерство исполнителя
Мира восторг беспредельный
Сердцу певучему дан…
А. Блок
Слайд #2
Отношение композитора к жизни, его оценка всего происходящего в мире, его душевные переживания – всё это является содержанием музыкальных образов.
Музыка, записанная нотами, становится действительно музыкой только тогда, когда она исполнена и услышана
Слайд #3
Каждый исполнитель, стараясь как можно точнее передать всё то, что композитор заложил в нотах, не может не спеть свою песнь, не выразить своих чувств и мыслей, вызванных музыкальным произведением, своим «обращением» с композитором.
«Ноты - это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор», - говорил великий русский певец Федор Иванович Шаляпин
Слайд #4
Федор Иванович Шаляпин
Шаляпин Ф.И. (13 февраля 1873, Казань – 12 апреля 1938, Париж) – русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера. Первый народный артист Республики. В 1918-1921 годах – художественный руководитель Мариинского театра.
Имеет репутацию артиста соединившего в своем творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство».
Занимался также живописью, графикой и скульптурой.
Слайд #5
Ф.И. Шаляпин в роли Ивана Сусанина в опере М. Глинки «Жизнь за царя»
Ария и речитатив Ивана Сусанина «Чуют правду».
Записать в тетрадь:
Речитатив – вокальная форма, не выдержанная в строгой метрической сетке, род певучей декламации. Воспроизводит рисунок естественной речи.
Ария – вокальное сольное произведение, составе оперы, оратории и т.д. Отличается широкой распевностью, иногда сложным виртуозным характером.
Слайд #6
Ф. Шаляпин в роли Фарлафа в опере М. Глинки
«Руслан и Людмила»
Рондо Фарлафа
Записать в тетрадь:
Рондо – музыкальная форма, движущаяся по кругу.
Слайд #7
Отрывок из воспоминаний Ф. Шаляпина
Для полного осуществления сценической правды и сценической красоты, к которым я стремился, мне было необходимо постигнуть правду и поэзию подлинной живописи… наш знаменитый пейзажист Исаак Ильич Левитан не имел прямого отношения к моей театральный работе, но чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить… большое чувство и поэзию в искусстве. «Протокольная правда, - говорил Левитан, - никому не нужна. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку…». Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать… Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух – тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте – как в речи. Я сделал из этих новых для меня впечатлений надлежащие выводы для моей собственной работы в опере.
Слайд #8
Ф. Шаляпин в роли Варяжского гостя
в опере Н. Римского-Корсакого
«Садко»
Песня Варяжского гостя
Записать в тетрадь:
Песня в опере – это законченный эпизод (номер). Входит в состав определенного произведения, но также может существовать самостоятельно.
Слайд #9
«Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле».
•Как вы понимаете слова Шаляпина?
•С какими образами, созданными великим певцом мы сегодня познакомились?
•Каким по тембру голосом он обладал?